Отличное желание, в наше время велосипед — один из самых распространенных видов транспорта и им легко управлять. Велосипед способствует и физическому развитию человека. Недаром он так популярен во всем мире.
Итак, вы приобрели велосипед. Перед тем, как сесть на велосипед, надо правильно установить седло и руль. Седло должно быть укреплено так, чтобы, сидя на нем, можно было пяткой разогнутой ноги достать до педали, опущенной вниз. Руль крепится на уровне седла или немного выше. Отрегулировать размеры под вас можно попросить продавца прямо в магазине.
Итак, сперва научимся «водить» его, иначе велосипед окажется «непослушным», будет падать, увлекая вас за собой. Поводите велосипед за руль, слегка наклоняя на себя. Затем, держа за седло, старайтесь провести машину сначала по прямой, а затем поворачивая то в одну, то в другую сторону. Эти простейшие приемы ускорят обучение.
Ну вот, наступил черед и непосредственному обучению езде на велосипеде. Ваш помощник поддерживает велосипед за раму и седло, а после только за седло. Смотрите вперед, а не на колесо, нажимайте на педали плавно, без толчков. Вскоре помощник начнет ненадолго — и незаметно для вас — отпускать велосипед, и вы будете двигаться самостоятельно.
Но не будьте самоуверенны. Сохранять равновесие — это еще не значит уметь ездить. Надо научиться делать повороты, тормозить, садиться на велосипед и сходить с него, ориентироваться на дорогах. При повороте вправо или влево несколько наклоняйте туловище, и вело в сторону закругления. На первых порах выполняйте повороты по большой дуге и, только вполне освоившись, делайте их более крутыми.
Сходя с велосипеда, плавно затормозите машину и, наклонив ее, поставьте ногу на землю. Соскакивать на ходу могут только опытные велосипедисты.
Перед тем, как впервые выехать на проезжую дорогу, хорошо ознакомьтесь с правилами уличного движения: дорожные знаки и сигналы светофоров рассчитаны и на велосипедистов. Запомните: велосипедистам категорически запрещены левые повороты. Чтобы сделать левый поворот, надо сойти с велосипеда, перейти пешеходную дорожку и только потом продолжать езду в новом направлении.
Несколько дней потренируйтесь в простейшей фигурной езде. Это предохранит от столкновения с авто, с пешеходом. На ровной площадке отработайте повороты на самых различных радиусах закругления, проезжая по расчерченному кругу. Научитесь делать «восьмерку», проезжать по «доске» — между двумя линиями, начерченными сперва в полуметре одна от другой, потом это расстояние сужается до 20 сантиметров. Учитесь ездить и медленно — пригодится при заторе на дороге. Такая езда довольно трудна для новичка: ведь чем меньше скорость, тем труднее удерживать равновесие. Позже вы привыкнете ездить, держась за руль одной рукой, а потом кататься «без рук» — это уже, так сказать, «высший пилотаж».
Вы освоили свой велосипед и после нескольких поездок вблизи дома решили совершить первую небольшую экскурсию. Без спутников не пускайтесь в дорогу. Вам еще недостает опыта. Присоединитесь к двум-трем велосипедистам «со стажем» и вместе с ними отправьтесь в эту первую поездку, но не более чем на 10 километров. Двигайтесь в колонне так, чтобы за вами ехал опытный велосипедист. Старайтесь равномерно нажимать на педали, глубоко дышите, не горбитесь. Все время следите, охватывая взглядом 10-15 метров пути, который лежит перед вами. Дистанции прогулок постепенно увеличиваются до 25-30 километров. Кататься на велосипеде можно и через день и каждый день. При ежедневных поездках дистанция не должна превышать 15 километров.
Несколько слов об уходе за велосипедом.
Вы купили новую машину. Не думайте, что, очистив ее от заводской антикоррозийной смазки и накачав шины, можно сразу выезжать на прогулку. Проверьте крепление всех гаек, винтов, болтов. Особое внимание обратите на крепление руля и седла. Отрегулируйте натяжение цепи: она не должна быть туго натянута, но не должна и соскакивать с шестерен при езде.
Велосипедисту нужно следить за тем, чтобы все трущиеся части велосипеда были всегда смазаны.
На зиму надо разобрать велосипед, все тщательно вычистить, заменить смазку в подшипниках, смазать цепь и снова собрать машину. Выверка колес натяжением спиц, регулировка тормозов и переключателя — все это также обязанности велосипедиста, но иногда можно обратиться и в мастерскую .
Степень накачки шины по-простому проверяется так: пальцем надавливают на шину — палец должен вдавиться в нее не более чем на треть. Чересчур накачивать шины не следует: будет трясти на неровностях дороги.